Регистратура
+7(391) 205-20-35
круглосуточно
Наркология
+7(391) 205-20-45
круглосуточно
Адрес
660111, г.Красноярск, пр.Ульяновский, 4д

Типы нарушений развития речи у детей и методы коррекции

Речь - это высшая психическая функция, которая обеспечивается головным мозгом, именно речь отражает зрелость коры головного мозга. Сложность заключается еще и в том, что нарушения речи могут возникнуть из-за нарушений слуха или патологий артикуляционного аппарата. Мы рекомендуем осмотр у логопеда раз в год (для детей до семи лет), так как каждый год жизни речь претерпевает изменения.

Дислалия



Дислалиями называют общие расстройства звукопроизношения при нормальном слухе, отсутствии патологий головного мозга и задержек развития. Это наиболее распространенный дефект речи, к сожалению, при таких нарушениях речи дети редко попадают к специалисту, так как других проблем нет - ребенок общителен, запоминает стихи, у него нет проблем с коммуникацией, но его речь страдает и возможно в будущем некоторые профессии будут для него недоступны. Проявляется она заменой звуков, их искажением, полным отсутствием определенных звуков в речи.  Примерно у 25% школьников наблюдается дислалия, что ведет к дисграфии (ошибочному написанию слов). Дислалия делится на механическую и функциональную.

Механическая дислалия. Укороченная уздечка языка, слишком большой или слишком маленький язык, особенности строения челюсти, неправильные прикус, неправильное строение зубов и верхнего нёба, слишком большая нижняя губа или малоподвижная верхняя - наиболее частые причины механической дислалии. Необходима консультация стоматолога и его активное участие в лечении дислалий. Эффективность лечения зависит от типа причины, возможности ее коррекции в целом.

Функциональная дислалия. Дефектов артикуляционного аппарата в этом случае не наблюдается. Зачастую причина только в неправильном произношении в окружении ребенка - с ним намерено сюсюкают или в его окружении есть люди с нарушениями речи. Нередко такая форма нарушения встречается у старших детей - они могут начать копировать речь младших. У некоторых детей развитие фонематического слуха задерживается или нарушено, - им сложно различать звуки, которые отличаются тонкими акустическими признаками (З/С, Ж/Ш), они путают мягкие и твердые, свистящие и шипящие. Часто это усугубляется неумением удерживать язык в правильном направлении. А иногда это единственная причина нарушения речи и достаточно несколько месяцев интенсивных занятий, чтобы “поставить” речь.

Ринолалия

Изменение тембра голоса и искажение в произношении звуков. О закрытой ринолалии говорят, когда имеются болезни носа и носоглотки, которые сопровождаются нарушениями дыхания. Часто ринолалия встречается у детей с искривлением перегородки носа, аденоидами, полипах носа и носоглотки, хроническом насморке. Тут без помощи ЛОР-врача не обойтись. Гнусавость пропадает, как только доступ воздуха в нос восстанавливается. Об открытой ринолалии говорят, когда имеются дефекты твердого и мягкого нёба.

Нарушения устраняют хирургическим путем, а до и после операции проводят курс логопедических занятий. Многие считают, что для восстановления речи достаточно только операции (удалить аденоиды, исправить перегородку, сделать пластику нёба), чтобы речь восстановилась. Нет, практически всем детям нужна помощь логопеда и дефектолога, чтобы заново научиться говорить - уже правильно.

При фунrциональной ринолалии нет никаких органических нарушений и есть нарушения только в произношении гласных звуков. Это корректируется достаточно быстро стандартными фониатрическими упражнениями.

Алалия

Это отсутствие или недоразвитие речи у детей с нормальным слухом. Ребенок не говорит или говорит с большой задержкой и отставанием от нормы, так как есть поражения или нарушения речевых зон головного мозга.  Основные причины: инфекции, перенесенные внутриутробно или в раннем возрасте, травмы, в том числе и родовые. Часто бывает, что ребенок после болезни перестает говорить или его речь не прогрессирует - это тоже относят к алалиям.

Обычно при алалии есть и моторные нарушения - дети неуклюжи, не могут удержаться в одном положении, плохо прыгают на одной ноге, не могут облизать губы, удерживать язык в поднятом состоянии. У некоторых есть нарушения внимания и концентрации. При этом дети полностью понимают речь, а их речь плохо понятна даже родителям, бедна и в ней очень много нарушений - замена звуков, перестановки, сокращения и т.д. Нужны длительные занятия с логопедом - только так можно восстановить речь. Часто привлекаются и другие специалисты, так как есть нарушения головного мозга.

Крайне редко встречается сенсорная алалия, когда ребенок не понимает обращенной к нему речи при сохранении слуха. В этом случае у ребенка нарушено восприятие родного языка.

Афазия - утрата речи

Это одно из сложно поддающихся коррекции нарушение речевого развития, затрагивающее нарушение письма, чтения и счета. То есть успеваемость ребенка без занятий с логопедом будет крайне низкой. И, даже если нет умственной отсталости, дети с афазией нередко попадают в коррекционные классы. Основная причина - травмы головного мозга, кровоизлияния, тромбозы сосудов головного мозга с поражением речевых зон. Афазия бывает следующих типов:

Моторная афазия. Ребенок произносит звуки, слоги, понимает речь, но не может произнести слово. Довольно быстро он понимает свое отличие от других детей, замыкается, становится стеснительным и общается с большой неохотой.

Сенсорная афазия. Нарушено понимание речи, хотя у ребенка сохранена способность говорить и слух. Проще говоря, ребенок не понимает вас, но очень много болтает, не контролируя свою речь. Он быстро забывает старые слова, не всегда понимает смысл новых.

Смысловая афазия. Нарушен принцип понимания фраз, но способность говорить сохранна. Ребенок может показать или нарисовать ключ, но изобразить ключ при помощи ручки или карандаша не способен.

Амнестическая афазия. Ребенок не помнит названия предметов. Он не говорит “ручка», он говорит “то, чем пишут”. При этом, если назвать первый слог, то обычно он вспоминает слово, однако, в следующий раз забудет его вновь.

Совместно с логопедом выясняется причина афазии, назначается коррекционное и восстановительное лечение и проводятся занятия.

Дизартрия

Нарушение речи с затрудненным произношением звуков, речь становится невнятной, слова искажаются до неузнаваемости; темп, ритм и интонация речи тоже изменены. Звонкие звуки приглушены, очень плохо произносятся “ж” “ш” “р” “ц” “ч”.  При сохранном слухе и умственном развитии занятий с логопедом достаточно, чтобы восстановить речь.

При средней и тяжелой степенях дизартрии требуется обучение в специальных школах, так как дети во-первых, боятся говорить, а во-вторых, необходимы специальные занятия. Такие дети тоже очень часто попадают в коррекционные школы для умственно отсталых, но при правильном обучении они могут научиться писать и читать, полноценно воспринимая информацию.

Заикание

Все мы знаем, как выглядит заикание. Ребенок или не может начать слово, или “спотыкается” на определенном слоге, букве. Чаще всего заикание возникает в 2-5 лет, когда дети начинают активно говорить фразами. Иногда оно проходит спонтанно, но через некоторое время может вернуться. Заикание - это расстройство высшей нервной деятельности, которое провоцируется психотравмирующими факторами: конфликты, высокие нагрузки и т.д. Важно вовремя обратиться к логопеду, который совместно с педиатром и неврологом научит ребенка говорить без мышечного напряжения и научит расслабляться.

Нарушения темпа речи

Это либо патологически ускоренная речь, либо замедленная. У детей чаще встречается патологически ускоренная речь - тахилалия. Обычно такие дети неуравновешенные, быстро возбудимы, говорят очень быстро, пока хватает дыхания. При этом часто повторяет слова, спотыкается, не может сосредоточиться, зачастую речь сопровождается движениями тела - руки и ноги как будто “помогают” ребенку.

Важно как можно раньше начинать лечение и занятия с логопедом, не ждать мифического срок в 3,5,7 лет когда, по мнению большинства, должно пройти само. Чем младше ребенок, тем пластичнее у него кора головного мозга и тем выше шанс получить нужный результат даже при серьезных нарушениях. К тому же даже для тяжелобольных детей умение говорить - крайне важный навык для дальнейшей социализации и освоения навыков письма.  

У нас работает очень опытный специалист, понимающий специфику занятий для детей из разных групп развития и здоровья. Умеем найти подход к разным детям, у нас хватает выдержки, терпения и внимания, чтобы создать психологически комфортную атмосферу. Записаться на прием можно по телефону или через онлайн-регистратуру.

Телефон для записи на прием +7 (391) 205-20-35


Связаться