Нормы речевого развития для детей от 0 до 7 лет 



Речь неразрывно связана с другими процессами, такими как память, внимание, мышление, воображение, умение правильно писать. С возрастом нарушения речи могут привести к психологическим проблемам, сложностям в трудоустройстве, выборе места работы и т.д. Своевременное вмешательство логопеда позволит восстановить речь.

Хорошо, если есть логопед в детском саду, но если такой специалист отсутствует, вы всегда можете обратиться в медицинский центр им. Сперанского - у нас работает опытный логопед-дефектолог, который не только ведет приемы, но и занятия с детьми. Вообще, в любом возрасте можно исправить нарушения речи, если нет органических повреждений мозга или серьезных нарушений слуха.  

Иногда может потребоваться совместная работа сразу нескольких специалистов: неврологаЛОР-врача, педиатра и логопеда. Попытки самостоятельной коррекции могут привести к ухудшению проблемы и появлению новых нарушений речи. Но грамотный и опытный врач всегда помогает родителям, рассказывая о методах, которые допустимы и рекомендованы для занятий дома.   

Мы предлагаем ознакомиться с возрастными нормами и сравнить речь своего ребенка с ними. Если есть отклонения, то нужна консультация логопеда и дефектолога.  

Развитие речи от 0 до 12 месяцев 

Конечно, ребенок еще не говорит, но первый год жизни - это подготовка к началу речи. Родовые травмы, малый вес, частые болезни и другие патологии могут привести к запозданию развития и как следствие к задержке развития речи. Но в любом случае нужно придерживаться возрастных норм, оценивая состояние ребенка. Главное тут - положительная динамика. 

В течение года ребенок проходит медосмотр каждый месяц, оценка речи входит в оценку общего развития. Педиатр обязательно обращает внимание на то, как развивается речь ребенка. 

1 месяц. Крик. Ребенок уже реагирует на резкие звуки, появление людей, изменения уровня освещения, температуры.

2 месяц. Среди крика уже можно выделить отдельные звуки, появляются первые спонтанные вокализации. На консультации врача-логопеда или врача-невролога специалисты увидят отклонения, если они есть. 

3 месяц. Ребенок начинает растягивать гласные звуки, то есть гулить, и начинает ворковать, издавая грудные булькающие звуки.  

4 месяц. Звуки у ребенка перетекают из одного в другой, появляются целые рулады типа “ааааооооуууыыы”. 

5 месяц. Появляется случайный лепет “гу-гу-гу” “бу-бу-бу”, ребенок учится объединять согласные и гласные буквы.  

6 месяц. Ребенок совершенствует навыки и лепет становится целенаправленным, ребенок пытается имитировать услышанные звуки, вступать в диалог с окружающими людьми, “отвечать” на речь.  

7 месяц. Ребенок уже понимает смысл некоторых слов, в его речи появляются смысловые паузы, то есть он намеренно замолкает, чтобы получить ответ от взрослых. 

8 месяц. Ребенок повторяет звуки и слова, подражая взрослому. И активно использует лепет для общения. 

9 месяц. У многих детей появляются первые, самые простые слова “баба”, “мама”. Это связано не с важностью именно матери, а с тем, что произнести “мама” проще всего.  

10-11 месяцев. Ребенок внимательно слушает речь взрослых и в его речи появляются новые слова. Учитывайте, что один и тот же слог может обозначать совершенно разные действия и предметы, в зависимости от интонации. 

12 месяцев. К году ребенок должен понимать более 20 слов, произносить 5-10 слов и иметь активный навык подражательства.  

В год ребенок проходит медосмотр, где оценивается в том числе и его речь.

Развитие речи от 1 до 2 лет 

В этот период ребенок больше слушает, активно развивается его пассивный словарный запас. Важным показателем нормы является умение сопоставлять слово и изображение. В ответ на просьбу, он показывает солнце, машину, тучу, холодильник и т.д.  

  • в речи ребенка один слог все еще может иметь несколько значений “де” - ДЕрево, оДЕжда и т.п; 
  • попытки передать односложным предложением сложное - “Я мокрый” - это попытка сказать - “Мама, переодень меня, я мокрый”; 
  • замена части слов эмоциями, мимикой или их опускание. Так, слово “киса” может означать и “киса моется”, и “киса пришла”, и “киса мяукает”. 

Что должно насторожить родителей: 

  • нежелание ребенка говорить, ему проще показать, отвести вас или принести нужную вещь. То есть ребенок выбирает общение жестами.  
  • неумение сопоставлять картинку  (игрушку) и слово; 
  • отсутствие минимальной фразовой речи у 2-летнего ребенка. 

Развитие речи от 2 до 3 лет 

Ребенок активно начинает применять свой пассивный словарный запас и повторять за вами. И, если в семье мало говорят, сюсюкаются, используют ненормативную лексику - все это отразится и на речи ребенка. Единственная норма для него - это семья, поэтому следите за культурой речи. Речь становится более связной, появляются союзы и интересные словосочетания - ребенок не знает принципов словообразования, поэтому использует свои, нативные, заменяя суффиксы и приставки. Задача родителей в это время поправлять ребенка, предлагая правильный вариант этого слова и вводить его в словарный запас ребенка, используя чаще.  

Развитие речи у детей от 3 до 4 лет 

Речевой аппарат уже готов к произношению сложных звуков: ц, з, с. Ребенок уже отличает правильную речь от неправильной и может поправлять других детей, более раннего возраста. Артикуляция находится на этапе формирования, но уже сейчас может закрепиться неправильное произношение и замена одних звуков другими, поэтому плановый прием логопеда по прежнему необходим.  

  • ребенок осваивает падежи (ваша задача поправлять окончания, когда это необходимо, объясняя принципы словообразования); 

  • ребенок использует глаголы разного времени, прекрасно понимая их значение и задачи в речи; 

  • активно согласовывает части речи разного рода; 

  • немедленно включает в словарный запас новые слова; 

  • понимает, что такое обобщения и умеет обобщать; 

  • активно использует суффиксы, в том числе и “свои” - “мышусик”, “чаюсик”, “мамусик” и т.п. 

Развитие речи у детей от 4 до 5 лет 

Развитие речи - это отражение состояния центральной нервной системы и интеллекта ребенка, а также особенностей его окружения. Даже здоровый ребенок может не говорить, если в его семье молчат либо мало разговаривают с ним.  

  • увеличивается количество используемых пространственно-временных наречий - быстро, долго, вчера, скоро; 

  • ребенок понимает разные принципы словообразования и активно использует их, но пока не всегда правильно; 

  • ребенок понимает и использует разные степени обобщения - ромашка не только растение, но еще и цветок. 

Развитие речи у детей от 5 до 7 лет 

В этот период речь ребенка и его общее развитие переживает качественный скачок вперед. Он может пересказать сказку, сочинить свой небольшой рассказ, быстро запоминает длинные стихи, спрашивает у взрослых значение новых слов (которые услышал где-то), формируется внутренняя речь - как результат ребенок уже умеет планировать, озвучивает какой-то сделанный вывод после просмотра мультфильма или прочтения сказки. Активно используется выразительное чтение: паузы, интонация, смысловое ударение, громкость голоса. 

Применяются сложноподчиненные предложения и предложения с деепричастными оборотами. Ребенок уже понимает, какие слова являются запрещенными (бранными), в каком стиле лучше разговаривать с определенными людьми, понимает, что такое субординация и использует разные слова в зависимости от того, с кем именно разговаривает (взрослые, родственники, посторонние люди, братья, друзья).  

Лучше, если ребенок с самого рождения будет под наблюдением опытных врачей, особенно если есть предпосылки к задержке развития речи, были осложнения во время родов и т.д. В медцентре им. Сперанского работают опытные врачи, наш логопед ведет занятия с детьми, учит родителей правильно разговаривать с ребенком, и ваш малыш обязательно будет хорошо говорить, его словарный запас увеличится и культура речи значительно улучшится. Записаться на прием можно по телефону или через онлайн-регистратуру. 

Телефон для записи +7 )391) 205-20-35